ПРОКОПИЙ
Том LVIII, С. 321-325
опубликовано: 12 ноября 2024г.

ПРОКОПИЙ

Содержание

Прп. Прокопий Сазавский. Инициал. Глаголическая часть Реймсского Евангелия. 1395 г. (Муниципальная б-ка г. Реймс, Франция. Ms. 255. Fol. 25)Прп. Прокопий Сазавский. Инициал. Глаголическая часть Реймсского Евангелия. 1395 г. (Муниципальная б-ка г. Реймс, Франция. Ms. 255. Fol. 25) [лат. Procopius, чеш. Prokop] (ок. 970 (менее вероятно, между 980-990) - 25.03.1053, Сазавский мон-рь), прп. Сазавский (пам. 4 июля, 16 сент.), бенедиктинский монах, священник, возможно чеш. происхождения, основатель и настоятель (аббат) Сазавского монастыря, продолжатель кирилло-мефодиевской письменной и литургической традиции в Чехии. Четвертый (после кнг. мц. Людмилы, кн. блгв. Вячеслава и сщмч. Адальберта, еп. Пражского) чеш. святой и самый почитаемый. Сведения о жизни П. до основания Сазавского мон-ря, несмотря на развитую житийную традицию и упоминания в списках хроники Космы Пражского, переписанных в Сазавском мон-ре в XII-XIII вв., весьма ограниченны и противоречивы, что послужило возникновению множества разной степени достоверности гипотез.

Согласно позднейшей житийной традиции (в старшем кратком Житии, т. н. Vita minor, эти сведения отсутствуют), П. род. в с. Хотоунь близ г. Куржим (ныне в Центр. Чехии) в свободной (не принадлежавшей к.-л. феодалу) крестьянской семье среднего достатка, его родителей звали Вит и Божена. На основании нетипичности имени Прокопий для Чехии того времени и лат. Европы в целом в научной лит-ре неоднократно высказывалось мнение, что святой не являлся местным уроженцем, а пришел из правосл. региона, где в тот период были сильны позиции визант. Церкви, напр. из Болгарии, Венгрии или Срема. Однако др. оснований отрицать чеш. происхождение святого нет.

Примерная дата рождения определяется исходя из того, что на момент принятия пострига (ок. 1009) П., имя к-рого при рождении неизвестно, уже имел священнический сан, т. е. достиг как минимум 30 лет от роду. Существование у него брата, вероятно старшего, косвенно подтверждается наличием племянника. Согласно известиям житий, уже в детстве П. неоднократно творил чудеса: указал родителям место для устройства колодца, зимой собирал в лесу ягоды.

Прп. Прокопий Сазавский, блгв. кн. Вацлав Чешский и сщмч. Адальберт, еп. Пражский. Инициал «О». 1280 г. (Monac. Clm. 17703. Fol. 1)Прп. Прокопий Сазавский, блгв. кн. Вацлав Чешский и сщмч. Адальберт, еп. Пражский. Инициал «О». 1280 г. (Monac. Clm. 17703. Fol. 1)

Согласно житиям, П. учился в лат. школе при ц. св. Петра в Вышеграде (ныне в черте г. Праги). Непрерывные споры (даже в бoльших масштабах, чем о происхождении святого) вызывает вопрос о месте, где он смог изучить грамоту и церковнослав. язык. Предлагаемые по этому поводу версии в основном зависят от позиции их авторов в оценке церковной и культурно-исторической ситуации в Чехии в X-XI вв. Исследователи, характеризующие ситуацию, сложившуюся в тот период в Чешском княжестве, для изучения церковнослав. языка как неблагоприятную, выдвигают версии о его обучении в иных гос-вах. Оно могло иметь место в Киевском княжестве, в Вышгороде или в самом Киеве, где П. мог пребывать в качестве члена свиты 2-й, чешской, супруги Киевского кн. Владимира, или в одном из европ. гос-в во время некой дипломатической миссии чешского князя; в мон-ре святых Алексия и Вонифатия в Риме, где буд. святой мог находиться при его возможном родственнике еп. Пражском Адальберте; в одном из мон-рей на Афоне или на венг. землях (Reihertová, Blahová, Dvořákova, Huňáček. 1988; Атанасова. 2001). Лингвисты приводят доказательства достаточно широкого распространения церковнославянского языка в чеш. письменности и лит-ре X - 1-й пол. XI в. (Reihertová, Blahová, Dvořákova, Huňáček. 1988. S. 55-69, 104-115; Hauptova. 1998; Konzal V. Cirkevnéslovanská lit-ra - slepá ulička na prahu české kultury? // Speculum medii aevi: Zrcadlo středovéku. Praha, 1998. S. 150-162; Mareš. 2000. S. 256-327). Сторонники обучения П. слав. грамоте в Чехии предполагают, что он мог получать знания в школе при княжеском дворе в пражском Вышеграде, в бенедиктинском монастыре Бржевнов под Прагой (ныне в черте города), основанном еп. Адальбертом, возможно, с целью распространения католич. традиций среди вост. славян и населенном выходцами из рим. монастыря святых Алексия и Вонифатия, или (что менее вероятно) в каком-то ином бенедиктинском мон-ре.

Имел сан священника и являлся настоятелем, вероятно, в ц. вмч. Георгия в г. Куржим. До пострижения в монашество П. был женат - целибат не был обязательным в Чехии вплоть до XIII в. В браке имел сына Эммерама (Йимрама), к-рый впосл. стал 3-м игуменом Сазавского монастыря. После смерти жены принял монашеский постриг с именем Прокопий и ушел в мон-рь Бржевнов. Между 1009 и 1032 гг. покинул обитель и поселился в одной из пещер в пражском пригороде Йинонице. Затем уединился в пещере лесистой долины р. Сазавы. Занимался сельским хозяйством: согласно легенде, однажды местные жители видели, как он пашет поле на запряженном в плуг бесе, погоняя того крестом. Встретив кн. Ольдржиха, когда тот охотился, П. попросил его поставить деревянный храм во имя Иоанна Крестителя. Постепенно вокруг подвижника сложилась монашеская община, в которую вошли его сын Эммерам и племянник Вит (ставший впосл. 2-м сазавским игуменом).

Согласно Vita minor, Сазавский монастырь был основан в 1032 г. по инициативе кн. Бржетислава, наслышанного о святом подвижнике. По поздней версии, зафиксированной монастырским летописцем («Мнихом сазавским») в дополнениях к хронике Космы Пражского, это произошло благодаря покровительству отца Бржетислава, кн. Ольдржиха, к-рый по просьбе святого поставил маленькую церковь. Но при Ольдржихе П. из смирения отказался стать аббатом и согласился лишь на уговоры его сына. Эта обитель имела отчасти семейный характер, поскольку была основана усилиями подвижника и в основном на его средства, дополненными пожалованиями обоих князей. Богослужения в ней совершались на слав. языке, что позволял частный характер мон-ря. Для регулирования жизни насельников П. ввел устав прп. Венедикта Нурсийского, дополнив его нек-рыми правилами из устава свт. Василия Великого (значительно менее вероятна обратная ситуация).

Реймсское Евангелие. Кириллическая часть. Ок. 1030 г. (Муниципальная б-ка г. Реймс, Франция. Ms. 255. Fol. 31)Реймсское Евангелие. Кириллическая часть. Ок. 1030 г. (Муниципальная б-ка г. Реймс, Франция. Ms. 255. Fol. 31)

В Сазавском мон-ре действовал слав. скрипторий, не вполне ясно -глаголический или кириллический. Продукция его, за одним исключением, не сохранилась. Согласно приписке писца (1395), сохранившейся в глаголической части Реймсского Евангелия, где помещен и художественный инициал с изображением основателя Сазавской обители, П. написал кириллическую часть этой рукописи. До 1096 г., когда вся слав. б-ка обители была уничтожена, здесь был переведен с латыни целый ряд текстов (см. в ст. Сазавский монастырь), однако связать конкретные памятники из их числа с периодом настоятельства П. не представляется возможным. Святому ранее приписывалось создание чешского церковного гимна «Господине, помилуй ны» (Hospodine, pomiluj ny), известного в списках с XIV в., однако на основании лексического, стилистического, поэтического и литургического (сочетания в нем вост. и зап. элементов) анализа Ф. В. Мареш предположил, что его автором был св. Адальберт (Войтех), еп. Пражский (Mareš. 2000. S. 403-476).

Еще при жизни П. прославился многочисленными чудесами и изгнанием нечистых сил из одержимых людей. Господь открыл ему дату кончины, предсказал исцеление от его мощей прокаженного паломника и временное изгнание насельников из мон-ря, о чем он успел предупредить братию. Его отпевание совершил еп. Пражский Шебирж. П. был погребен в деревянном храме Сазавского мон-ря. С возведением в обители новых соборов его мощи переносились в новые здания - вначале в романский собор (освящен в 1095), затем в готический (заложен в 1315 над пещерой П., сохр. до наст. времени).

После латинизации Сазавского монастыря его основатель продолжал почитаться в обители и за ее пределами. У его могилы происходили многочисленные исцеления. Чешский кор. Пржемысл Оттокар I добился канонизации П. в Риме: 4 июля 1204 г. по повелению папы Римского Иннокентия III были обретены мощи святого (Benedictus XIV, papa. Opera. R., 1747. Vol. 1: De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. P. 76. Cap. 9). Впосл. мощи сазавского основателя неоднократно фрагментировались. Вскоре после канонизации был сделан реликварий для его главы, не позднее 1354 г.- для руки. В 1588 г. часть мощей перенесли в часовню Всех святых на Граде (Прага), но в Новое время хранящиеся в ее алтаре (сооружен в 1738) останки были признаны исследователями не аутентичными (Sommer. 2007. S. 171-172, 185-187). Помимо Праги и Сазавы частицы мощей П. хранятся в г. Броумове (в монастырском костеле св. Адальберта и в приходском апостолов Петра и Павла), в г. Кладруби и др. Характер реликвий имеют связанные с именем П. потир (предположительно со следами византийской орнаментики XI в.) и лжица для причастия, известные не позднее XIII-XIV вв., упоминаемые в посмертных чудесах святого, неоднократно менявшие местонахождение, но впосл. возвращенные в Сазаву, а также фрагмент пастырского посоха П. (возможно, XI в.). Пещера, в к-рой жил святой в пражском пригороде, точно не локализована, а его сазавское укрытие в XIV в. вошло в состав монастырского комплекса; в 90-х гг. ХХ в. в ней прошли раскопки.

Агиография

Первоначальное слав. Житие П., написанное в Сазавском мон-ре при аббате Вите вскоре после возвращения братии из изгнания в Венгрию (между 1061 и 1067), не сохранилось. В рукописях XIII-XIV вв. существует его лат. перевод (т. н. Vita minor), сделанный до 1096 г.; впрочем существует мнение, что в данном случае речь идет не о переводе, а об изначально лат. Житии, созданном вскоре после славянского (Sommer. 2007. S. 140-142). Образцом для древнейшего Жития П. послужило Житие прп. Венедикта Нурсийского, слав. перевод к-рого возник в Чехии в XI в., возможно, еще при жизни и по инициативе основателя Сазавы. Попытки исследователей обнаружить следы слав. Жития П. в древнерус. проложной традиции (подобно включенным в нее не позднее XIII в. Житиям кнг. мц. Людмилы и кн. блгв. Вячеслава) не дали результата (Mareš. 2000. S. 299). Не обнаружено оно и в хорват. глаголических бревиариях, содержащих древнейшее Житие кн. Вячеслава. В 3-й четв. XIV в. Vita minor была переведена на чеш. язык и вошла в состав старочеш. Пассионала. В XIV в. путем существенного расширения текста Жития посмертными чудесами святого и др. возникло т. н. пространное Житие (Vita major), сохранившееся в 28 списках XIV-XV вв., в их числе лицевая рукопись 2-й пол. XIV в. «Liber depictus» (Vindob. 370). Vita major также была переведена на чеш. язык - отрывки этого перевода сохранились в сказании о П. в составе рукописи из б-ки Тарновских в с. Дзикуве (Польша), датирумой ок. 1390 г. (Reihertová, Blahová, Dvořákova, Huňáček. 1988. S. 128). В сер. XIV в. возникла чеш. поэтическая версия Vita major (сохр. 1084 стиха).

Гимнография

Неизвестно, существовала ли слав. служба П., но вероятность ее создания в Сазавском мон-ре вскоре после смерти святого весьма высока. После канонизации в честь П. были написаны лат. гимны, вошедшие в состав бревиариев. Три посвященные ему антифона и респонсорий находятся в кодексе нач. XIII в., происходящем из Островского бенедиктинского мон-ря. В нач. XIV в. был создан лат. гимн П., сохранившийся в Дражицком миссале (30-40-е гг. XIV в.).

Почитание

Прп. Прокопий Сазавский (крайний слева) среди чешских святых в молении Христу. Мозаика Золотых ворот собора св. Вита в Праге. 1370–1371 гг.Прп. Прокопий Сазавский (крайний слева) среди чешских святых в молении Христу. Мозаика Золотых ворот собора св. Вита в Праге. 1370–1371 гг.П. считался покровителем чеш. гос-ва и народа еще до офиц. канонизации, так, его изображение помещено (наряду с блгв. Вячеславом, мц. Людмилой и сщмч. Адальбертом) в лат. рукописи кон. XII в. блж. Августина «О граде Божием» из капитульной б-ки пражского собора св. Вита. С теми же святыми он выступает во главе чеш. войска в видении чеш. рыцаря Яна Своиславова, посвященном победе Богемского королевства над Венгерским, одержанной в битве при Кресенбрунне в июле 1260 г. Вместе со святыми Вячеславом и Адальбертом П. изображен в 2 лат. рукописях «Алгоритма», созданных до 1268 и в 1296 г. (Ibid. S. 127-128). В чеш. стихотворной Далимиловой хронике (нач. XIV в.) говорится: «Святой Прокоп от мира изыде, и в нем великая помощь чехам (Чехии) явилась» (гл. 66). Согласно королевской жалованной грамоте от 21 нояб. 1347 г., вместе с равноапостольными Кириллом и Мефодием, блж. Иеронимом и свт. Адальбертом он был провозглашен покровителем Эммаусского монастыря в Праге, основанного императором и кор. Карлом IV Люксембургом, в котором по благословению папы Римского совершалось богослужение на славянском языке (Die Urkunden des königlichen Stiftes Emaus in Prag. Prag, 1904. Bd. 1: Das vollständige Registrum Slavorum. S. 10-12, 18, 43-44, 55, 217). Образ П., как и других почитаемых в Чехии святых, был написан в 60-х гг. XIV в. Теодориком, придворным мастером имп. Карла IV, для часовни в королевском замке Карлштейн близ Праги (Magister Theodoricus. 1997. S. 596, 617); хотя изображение святого не сопровождено указанием имени, оно отождествляется на основании иконографии. В 1370-1371 гг. фигура П., предстоящего Спасителю вместе с покровителями Чехии, появилась на мозаике «Золотые врата» в соборе св. Вита в Праге. На почитание святого в сер.- 2-й пол. XIV в. указывает и распространение в Чехии имени Прокопий, в частности, его носили политические вожди гуситов Прокоп Голый (или Великий - ок. 1380-1434) и Прокоп Малый (2-я пол. XIV в.- 1434). Почитание П. не угасло и во время расцвета движения гуситов (см. в ст. Гус Я.): хотя они и закрыли Сазавский монастырь в 20-х гг. XV в., но продолжали считать святого образцом следования Христу.

На территории Чехии П. посвящено более сотни католич. храмов, в т. ч. в его родном с. Хотоунь, и монастырь в г. Мост. Также святой почитается в Чешских земель и Словакии Православной Церкви. В XIX-XX вв. жизнь П. послужила источником вдохновения для чеш. поэтов Я. Врхлицкого, В. Штульца, свящ. Б. Кульды, В. Незвала, Я. Заградничека и др. (Kadlec. 1989. S. 138-139).

Почитание П. также зафиксировано на венг. землях, где появление его имени в неск. лат. миссалах и бревиариях XIV в. можно объяснить влиянием деятельности проживавшей здесь в изгнании сазавской братии (Атанасова. 2001). Память П. читалась под 17 июля в лат. месяцеслове XIV в. из б-ки коллегиата в г. Вислица (Польша), хранившемся до второй мировой войны в Национальной б-ке в Варшаве (Lat. I 42); в нем также приводились памяти равноапостольных Климента и Наума Охридских и Горазда (Zathey J. O kilku przepadlych zabytkach rekopismiennych Biblioteki Narodowej w Warszawie // Studia z dziejów kultury Polskiej: Książka zb. Warsz., 1949. S. 73-86; MMFH. T. 3. S. 440). В др. странах почитание П. относится уже к Новому и Новейшему времени. В США святому посвящены ряд храмов (Кливленд - 1871, Чикаго - 1888, Кимбалл и Ола в штате Юж. Дакота) и бенедиктинский мон-рь в Лайле под Чикаго. В России архиеп. Филарет (Гумилевский) включил под 1 апр. Житие П. в «Жития святых, чтимых православной Церковью» (Филарет (Гумилевский). Жития. СПб., 1885. Т. 1. С. 504-505). 9 марта 2017 г. решением Синода РПЦ имя П. было внесено в месяцеслов под 16 сент.

Ист.: Štulc V. Život sv. Prokopa, opata Sázavského a patrona národu českého. Praha, 1859; Chaloupecký V., Ryba B. Středovĕké legendy prokopské: Jejich historický rozbor a texty. Praha, 1953.
Лит.: Zap K. V. Chotouň, rodištĕ sv. Prokopa // Památky archaeologické a místopisné. Praha, 1854. Roč. 1. S. 39-41; Prameny dĕjin českých. Praha, 1873. Díl. 1. S. 360-366; Vondrák V. Zur Würdigung der altslov. Wenzelslegende und der Legende vom hl. Prokop. W., 1892; Krásl F. Sv. Prokop, jeho klášter a památka u lidu. Praha, 1895; Krofta K. O pomĕru sv. Prokopa ke klášteru Sázavskému // Český časopis historický. Praha, 1911. T. 17. S. 251-253; Dobrovský J. Kritická rozprava o legendĕ prokopské. Praha, 1929; Remešova V. Sv. Prokop ve výtvarném umĕní. Praha, 1953; Sázava, slovanský klášter sv. Prokopa: sborník. Praha, 1953; Dvornik F. Sv. Prokop, češti benediktini a pokřestĕni Ruska // Se znamením křiћe. Řim, 1967. S. 75-82; Ryneš V. Nĕkolik poznámek k počátkům svatoprokopské úcty // Slavia. Praha, 1967. Roč. 36. S. 271-279; Kadlec J. K datovani prokopske legendy // Slavia. 1968. T. 37. S. 495-496; idem. Sv. Prokop // Bohemia Sancta: Životopisy česckých svĕtců a přátel Božích. Praha, 1989. S. 126-139; idem. Das Kloster des hl. Prokop an der Sasau // Tausend Jahre Benediktiner in den Klöstern Břevnov, Braunau und Rohr. St. Ottilien, 1993. S. 297-307; idem. Der hl. Prokop // Ibid. S. 309-324; idem. Sv. Prokop. Praha, 2000; idem. Sv. Prokop: Češti strazce odkazu cyrilometodéjskoho. Praha, 2000; Ryba B. Obrat v posuzováni priority prokopských legend a Břetislavových dekretů // Strahovská knihovna. Praha, 1968. Roč. 3. S. 15-60; Vidmanová A. Sv. Prokop // Jakub de Voragine: Legenda Aurea. Praha, 1984. Roč. 3. S. 15-60; Reihertová K., Blahová E., Dvořákova V., Huňáček V. Sázava: Památnik staroslov. kultury v Čechách. Praha, 1988. S. 55-69, 104-115, 125-137; Blahova E. Über den kyrillischen Teil des Reimser Evangeliums oder über die Resuszitation eines Mythos // Bsl. 1995. T. 56. S. 593-600; eadem. Literárni vztahy Sázavy a Kyjevské Rusi // Sv. Prokop: Čechy a středni Evropa. Praha, 2006. S. 219-234; Бърлиева С. Агиографските творби за св. Кирил и Методий в Legenda Aurea на Яков Ворагински // КМС. 1998. Кн. 11. С. 70-73; Hauptová Z. Cirkvenéslovanske pismenictvi v premyslovskych Čechach // Jazyk a literature v historické perspectivé. Ústi nad Labem, 1998. S. 5-43; Středovĕké legendy o českých svĕtcích. Praha, 1998; Thomas A. Anne's Bohemia: Czech Literature and Society, 1310-1420. Minneapolis, 1998. P. 77-87; Sommer P. Jeskynĕ sv. Prokopa v sázavském kláštere // Sázavsko. Praha, 1998. Roč. 5. S. 35-47; idem. Sv. Prokop a jeho kult ve středovĕku // Svĕtci a jejih kult ve středovĕku. Praha, 2006. S. 261-281; idem. Sv. Prokop: Čechy a střední Evropa. Praha, 2006; idem. Sv. Prokop: Z počátků českého státu a Církve. Praha, 2007; Mareš F. V. Cyrilometodéjská tradice a slavistika. Praha, 2000. S. 298-299, 322; Атанасова Д. Къде св. Прокоп е изучил слав. писмо? // Традиция, приемственост, новаторство: В памет на П. Динеков. София, 2001. С. 185-192; Hanak W. K. St Procopius, the Sázava Monastery and the byzantine-slavonic Legacy: Some Reconsiderations // Byzatium and east central Europe. Kraków, 2001. P. 71-80; Павлов. И. Сазавски ман-р // КМЕ. 2003. Т. 3. С. 520-524; Bravermanová M. Osudy ostatků sv. Prokopa // Sv. Prokop: Čechy a středni Evropa. 2006. S. 117-135; Kalous A., Stejskal J. Nékolik poznámek k nové edici legend o sv. Prokopovi // Ibid. S. 136-142; Kubín P. Kanonizace sv. Prokopa v roce 1204 // Ibid. S. 104-116; Slama J. Sv. Prokop - ћivot a legendé a ve skutečnosti // Ibid. S. 99-103; Třeštik D. Slovénská liturgie a pisemnictvi v Čechách 10. st.: Představy a skutečnost // Ibid. S. 189-218; Nodl M. Prokop démonobijec a dvojí cesta vnitřní christianizace Karlovských Čech // Idem. Tři studie o dobĕ Karla IV. Praha, 2006. S. 107-140; Royt J. Ikonografie sv. Prokopa // Historia Monastica. Praha, 2006. T. 1. S. 195-213 (Colloquia mediaevalia 3); Rychterová P. Koncepce mnišstvi v nejstarších prokopských legendách // Ibid. S. 145-152; Ondáš V. Byl sv. Prokop basilián nebo benediktin? // Svĕtci a jejih kult ve středovĕku. 2006. S. 211-219; Kubín P. St Procopius of Sázava between Reality and Fiction // Revue Mabillon. P., 2016. Vol. 27. P. 49-82.
А. А. Турилов, М. М. Р.
Рубрики
Ключевые слова
См.также